Домой Экономика Не срослось: Союза ОСАГО и «Авито» не будет

Не срослось: Союза ОСАГО и «Авито» не будет

94

Не срослось: Союза ОСАГО и «Авито» не будет

Предложение страховых компаний разрешить использовать при ремонте по ОСАГО подержанные запчасти не нашло понимания у регулятора — Центробанк «категорически не поддержал» данную сомнительную «инициативу». Ситуация с восстановлением застрахованных автомобилей и так аховая, и лишняя «социальная напряжённость» в российском обществе никому не нужна.

«Сейчас по закону разрешен ремонт по ОСАГО только новыми запчастями. Предложения разрешить ремонт бывшими в употреблении запчастями действительно есть, но реализовать их можно только через изменение закона. Банк России категорически не поддерживает такие изменения. Какой-то сертификации, критериев качества бывших в употреблении запчастей нет, фактически по каждой детали нужно проведение экспертизы. При использовании старых запчастей провести качественный ремонт будет невозможно. А автомобили с ненадежными деталями могут представлять существенную опасность на дороге», — говорится в сообщении ЦБ.

В переводе на русский «категорически не поддерживает» означает «строго запрещает». Соответственно, уличённых в этом регулятор будет не менее категорически «наказывать». В смысле страховщиков, а не автосервисы, на них юрисдикция Банка России не распространяется.

Страховщики прикрываются ростом цен на запчасти и их дефицитом. Да, есть такое дело. Хотя масштабы беды и преувеличены. Однако это только хорошая мина при плохой игре. «Бэушку» используют, причём очень широко, это — не более чем неудавшаяся попытка её узаконить.

«Да, применяем, а куда деваться. Если кто не в курсе, как оно работает, то в двух словах объясню. Нам объявляют — средств столько выделено на ремонт той или иной машины, не важно, по ОСАГО или по КАСКО. А всё остальное на наш выбор. Выделяют мало, страховщики „экономят“. Вроде как, говорят, по бумагам страховые компании проводят потом другие суммы ремонтов, но лично не видел — врать не буду. Новые запчасти дороги, поэтому ставим то, что получается. Кстати, по кузовщине хорошая „бэушка“ гораздо лучше „неоригинала“, а новый „оригинал“ давно уже никто не ставит. Особенно если ремонтируют по ОСАГО», — рассказывает начальник одной столичной СТО.

Собственно, позволено и так уже слишком много. Да, требования ставить исключительно «оригинал» нет, не запрещено применять аналоги, причём какие-либо критерии их качества и происхождения отсутствуют. Что самое дешёвое по каталогу, то и устанавливается, сколько это прослужит, никого не волнует. SAT, «Febest» и прочие «Japan Parts», от которых шарахается любой грамотный автолюбитель — это ещё в лучшем случае. Чаше всего в ход идёт «лютый ноунейм», по минимальным ценам закупаемый в КНР, в том числе, на «Алиэкспрессе».

Любой ремонт машины по КАСКО давно уже превратился в стихийное бедствие, если авто чинят по ОСАГО — в полномасштабную беду. Тем не менее, услуга востребована. Потому что, если «брать деньгами», вам выплатят сущие копейки, с учётом той самой амортизации деталей. В конце декабря 2021 года Минфин и ЦБ вроде как додавили страховщиков, однако запрет на учёт износа при выплатах до сих пор не принят. Нужно менять закон, то есть готовить и принимать законопроект, а депутатам Госдумы, как всегда, не до того. Особенно если учесть, что страховое сообщество помогает сделать им правильный выбор…

Более того, когда производится калькуляция суммы страхового возмещения для произведения выплат, ценники на детальки (а также стоимость их установки) берут из официального справочника Российского союза автостраховщиков (РСА). А там данные откровенно «с потолка», не имеющие ничего общего с реальностью. Равно как и стоимость нормочасов на СТО. Вроде как РСА обязали поменять методику составления справочника и регулярно его обновлять, однако воз и ныне там. И он там останется, так как страховое сообщество само никогда не создаст корректную систему расчёта выплат. Это же их деньги! Нет заинтересованности, есть обратное.

Читать также:
«Почта России» бросает вызов OZON, Wildberris и «Авито»

Вроде как всё должно быть просто. Берётся «официальная» цена на запчасть от российского представительства того или иного концерна. Только так! Не с «Дрома»-«Фарпоста», не с «Авито» и иже с ними. И не менее «официальная» российская стоимость нормочасов. Но почему-то этого нет, и РСА берёт ценники непонятно откуда.
Если не брать совсем уж эксклюзивные авто, то даже в том случае, если машина не поставляется (или вообще не поставлялась) в Россию, через официальных дилеров или представительство на неё можно ввезти детали. Практически любые. Автор этих строк проделывал данные манипуляции неоднократно, проблем особых нет. Посему отговорки страховщиков на счёт «неправильных» запчастей — не более чем лукавство. Не проблема ввезти даже детали на «праворульки», то есть и определить их «официальную» цену.

Уход компаний с российского рынка — тоже сложная штука. Де-юре вроде как некоторые и ушли, де-факто нет, да и их «официалы» остались, работают. Цены есть, унифицированные, да и запчасти тоже откуда-то берутся. Но РСА об этом ничего не знает или делает вид.

Желания сделать рынок автострахования цивилизованным у компаний нет, а вот денег хочется, очень. Центробанк в курсе, посему и лупит страховщиков палкой по блудливым ручонкам. Ведь если дать «бизьнесменам» полную волю, ремонт превратится и вовсе в фикцию. Сейчас, если после «страховой» починки от машины что-то начало отваливаться, можно как-то пободаться. С СТО и со страховщиками. Сложно, но можно.

Самый распространённый вариант — «стукануть» в ЦБ. Дескать, страховщик нашёл «левый» автосервис, и машину сделали криво. Иногда срабатывает. Главное, грамотно составить жалобу, дабы регулятор мог прицельно устроить той или иной компании разбор полётов.
С рынком ОСАГО нужно в принципе что-то делать, это совершенно асоциальная «кормушка», которая вызывает у народа всё больше раздражения. Компании плачутся, но при этом зарабатывают сверхприбыли. По итогам 2020 года сборы по «автогражданке» превысили 220 млрд. рублей, выплаты — не дотянули и до 140 млрд рублей. Норма прибыли просто фантастическая, такая не снилась никому из зарубежных страховщиков.

«Российский союз автостраховщиков ориентируется на справочник стоимости запчастей. Сейчас действует справочник, основанный на ценах декабря 2021 года — января 2022 года. Февральских изменений цен на запчасти там нет, поэтому страховые выплаты и ОСАГО до следующего обновления справочника не подорожают», — говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Мартовского роста цен в справочнике РСА, соответственно, тоже нет. А ведь всё подорожало в три-четыре раза! Под вопли о нехватке запчастей ремонты прекращены, и страховщики выплачивают людям совсем уж издевательские копейки. Более того, как мы видим, вконец обнаглевшие «бизьнесмены» снова заговорили о росте тарифов ОСАГО!

Сколько автовладельцев в России нынче ездит без обязательного полиса, точно неизвестно, но то, что несколько миллионов — факт. ОСАГО рассматривается народом просто как ещё один налог, не более того. Соответственно, платить его хотят не все. И сейчас, когда доходы населения стремительно падают, число «отказников» увеличится. Кто-то будет просто кататься так, без бумажки, иные купят поддельную.

При этом аппетиты страховщиков растут, ведь их, по сути, никто не сдерживает. Разве что ЦБ иногда даёт по рукам, когда совсем уж зарвались.