Домой Культура Ольга Синяева: «Современный джаз — это смелые эксперименты и постоянный поиск нового звучания»

Ольга Синяева: «Современный джаз — это смелые эксперименты и постоянный поиск нового звучания»

29

Ольга Синяева: «Современный джаз — это смелые эксперименты и постоянный поиск нового звучания»

Ольга Синяева — джазовая певица, чье имя хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Обладательница мощного вокала и яркой сценической харизмы, она успешно гастролирует, выступает с сольными концертами в лучших джазовых клубах столицы и страны, участвует в различных музыкальных проектах.

Ольга является победительницей ряда престижных международных джазовых фестивалей, в том числе фестиваля в Армении (2013 год), Moscow Jazz Festival (2021 год) и многих других. Она также не раз занимала призовые места на таких значимых конкурсах, как «Евразия» (2010 год), «Молодые дарования России» (2012 год) и Gnesin-jazz (2015 год). Её педагогический талант был отмечен премией «Педагог года». Ольга регулярно входит в состав жюри ведущих джазовых конкурсов, таких как Gnesin-jazz, «Синяя птица», «Поющий корабль» и является членом приемной комиссии Российской академии музыки имени Гнесиных. За последние 5 лет она приняла участие в более чем 100 джазовых фестивалях по всему миру. Один из главных ее проектов — собственная Академия вокала, где Ольга делится своим опытом с молодыми музыкантами.

О том, как формировался ее музыкальный вкус, о своем видении современного джаза и планах на будущее Ольга Синяева рассказала в интервью «Свободной прессе».

«СП»: Ольга, сегодня вы — резидент Клуба Алексея Козлова, возглавляющего рейтинг 100 лучших джазовых клубов мира, а также часто выступаете в Клубе Игоря Бутмана и других самых известных клубах страны. Но вернемся в начало вашего пути. Что повлияло на формирование вашего музыкального вкуса?

— Я росла в музыкальной семье, и это, конечно, сыграло огромную роль. Мои родители — люди с музыкальным образованием и широким кругозором, настоящие меломаны. В нашем доме всегда звучала разнообразная музыка — от классики и джаза до рока. Папа играл на гитаре и ударных инструментах, увлекался джазом. Мама закончила музыкальную школу по классу фортепиано и также является настоящим ценителем джаза.

Думаю, именно благодаря такой атмосфере у меня сформировалось чувство стиля и понимание разных музыкальных направлений. С детства меня окружали звуки музыки, и это не могло не отразиться на моем восприятии мира. Музыка стала для меня естественной средой обитания, языком, на котором я училась выражать свои чувства и эмоции.

«СП»: Вы считаете себя приверженцем какого-то определенного стиля в джазе или вам ближе эксперименты?

— Современный джаз — это очень широкое понятие. Он включает в себя множество стилей и направлений, и я открыта для всего нового и интересного. Мне нравится экспериментировать, смешивать стили, искать новые формы выражения. Я считаю, что благодаря популярным и новейшим направлениям джаз становится разнообразнее и приобретает иное звучание.

Джаз — это та музыка, которая не должна стоять на месте. Джаз — это неутомимый поиск.

«СП»: Расскажите о вашем опыте работы с Игорем Бутманом и Анатолием Кроллом. Чем он был для вас значим?

— И Игорь Бутман, и Анатолий Кролл — знаковые фигуры в мире российского джаза. Работать с ними большая честь и невероятный опыт. Игорь Бутман известен своими фестивалями, которые собирают лучших джазовых музыкантов со всего мира. Я неоднократно принимала и принимаю участие в его фестивалях и всегда восхищаюсь масштабом этих событий и высочайшим уровнем организации. А Анатолий Кролл — блестящий дирижер и аранжировщик. Работа с оркестром под его управлением стала для меня настоящей школой мастерства. Анатолий Кролл обладает невероятным чутьем и вкусом, умеет создавать уникальные аранжировки, которые раскрывают весь потенциал музыки и исполнителей.

«СП»: У вас есть опыт работы в Российской академии музыки имени Гнесиных на должности старшего преподавателя. Что для вас значит это место?

— Работа в Академии имени Гнесиных — это огромный и важный этап в моей жизни. Это годы, наполненные творчеством, поиском, обменом энергией с моими студентами. Гнесинка — это особое место, со своей уникальной атмосферой, где рождаются будущие звезды музыкального мира. Мне всегда важно не только дать ребятам прочную техническую базу, но и зажечь в них огонь творчества, помочь им поверить в себя, найти свой собственный голос. И я безумно рада, что многие из моих студентов сейчас успешно реализуют себя на профессиональной сцене, побеждают в конкурсах, записывают альбомы, гастролируют. Это ли не лучшее подтверждение того, что мои усилия не напрасны?

«СП»: В вашей копилке уже немало наград и премий, среди которых победа на Moscow Jazz Festival в 2021 году, призовые места на конкурсах Gnesin-jazz, «Евразия» и других. Эти фестивали известны своей строгой системой отбора победителей, поэтому одержать победу на них совсем не просто. Поделитесь, какие чувства вы испытывали, когда успешно справлялись с этими испытаниями?

— Знаете, каждая награда — это как маленькая ступенька на пути к большой мечте. (Улыбается).

Каждая победа приносит радость, гордость и уверенность в себе. Но победа на Moscow Jazz Festival в 2021 году занимает в моём сердце особое место — именно благодаря этому фестивалю я получила возможность выступать на лучших площадках страны. Moscow Jazz Festival собирает лучших джазовых музыкантов со всей России, и получить там признание — это невероятная честь! Признание моего таланта на таком высоком уровне невероятно вдохновляет и заряжает энергией для новых творческих поисков!

«СП»: Ольга, ваши первые серьезные победы на музыкальных конкурсах — премия «Молодые дарования России» (2012), Gnesin-jazz и премия джазового фестиваля в Армении (2013) — были одержаны с разницей всего в один год. Помните ли вы, какие эмоции вы тогда испытали? Возможно, эти победы стали для вас своего рода знаком, подтверждением того, что вы на верном пути?

— Конечно, помню! Это было невероятное чувство восторга, радости, гордости за себя. Премия «Молодые дарования России» стала для меня неожиданностью, приятным сюрпризом. Я тогда еще училась в академии, и эта победа стала для меня мощным стимулом двигаться дальше, совершенствовать свое мастерство. А фестиваль в Армении открыл для меня совершенно новый мир — мир международных музыкальных конкурсов, где я смогла не только продемонстрировать свой талант, но и пообщаться с музыкантами из других стран, обменяться опытом. Эти победы, пришедшие одна за другой, действительно стали для меня знаком, подтверждением того, что я нашла свое призвание, что джаз — это моя жизнь, моя страсть.

«СП»: Среди ваших многочисленных наград есть и особо значимая — звание «Лучший студент Российской академии музыки имени Гнесиных» и Президентская стипендия. Что для вас значит это признание?

— Это был один из самых волнительных моментов в моей жизни! (Улыбается) Представьте, награду вручал лично Дмитрий Медведев, который тогда был президентом России. Сердце билось как бешеное! К тому времени я уже успела поучаствовать в проекте «Голос» и стать солисткой оркестра Анатолия Кролла, но эта награда стала особенной. Она стала признанием моих успехов не только в учебе, но и в творческой деятельности, символом того, что я на правильном пути. Ведь её получают всего один-два студента в год, самые-самые… Это невероятное чувство гордости и ответственности одновременно! И, конечно, мощнейший стимул для дальнейшего развития. Ведь когда твои усилия замечают и ценят на таком уровне, хочется работать еще усерднее, добиваться новых высот.

«СП»: Ольга, ваша магистерская диссертация была посвящена теме «Джазовый вокал в России: проблемы и перспективы». Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы российский джаз продолжал развиваться и завоевывать новую аудиторию? В чём вы видите свой вклад в этот процесс?

— Работа над диссертацией позволила мне глубже погрузиться в историю и современное состояние российского джаза, проанализировать его проблемы и перспективы. Я убеждена, что для дальнейшего развития джаза в нашей стране необходимо уделять больше внимания образованию, поддерживать молодые таланты, создавать больше площадок для выступлений.

Читать также:
Выбор аксессуаров для нумизматики

Мне кажется, что сейчас очень важно сделать джаз более доступным для широкой аудитории, разрушить стереотип о том, что это музыка только для избранных. И я стараюсь вносить свой вклад в это дело: провожу мастер-классы, организую концерты и фестивали, где выступают как известные музыканты, так и начинающие исполнители. Моя Академия вокала — это тоже часть этого процесса, ведь мы готовим новых джазовых вокалистов, которые, я надеюсь, будут развивать и обогащать российскую джазовую сцену.

«СП»: Вы являетесь основательницей Академии вокала и автором курса по джазовому вокалу, который, насколько я знаю, отличается тем, что он не только дает прочную техническую базу, но и учит студентов самостоятельно мыслить, творить, импровизировать, находить свой собственный голос в джазе. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей Академии и об этом курсе. Как вам удалось создать комплексную программу и для начинающих, и для профессиональных вокалистов?

— Я создавала Академию вокала, чтобы помогать молодым музыкантам найти свой путь в мире музыки, раскрыть свой талант, получить необходимые знания и навыки. За годы работы в этой сфере, в том числе и в качестве старшего преподавателя Академии имени Гнесиных, я была удостоена награды «Педагог года», что считаю высокой оценкой моего труда.

Моя миссия как педагога — не только научить технике вокала, но и вдохновить студентов на творчество, помочь им найти свой собственный тембр голоса, стиль, стать уникальными артистами. Особое место в нашей программе занимает авторский курс по джазовому вокалу. Мы проводим не только индивидуальные занятия, но и мастер-классы с приглашенными звездами, организуем концерты и фестивали, чтобы наши студенты получали опыт сценических выступлений. Мне хочется создать для них особую атмосферу, где они смогут свободно творить, не бояться экспериментировать и обмениваться идеями.

Этот курс — результат моего многолетнего опыта, он объединяет в себе лучшие практики. Я не просто даю набор упражнений, а помогаю студентам найти свой собственный голос, развить музыкальность, научиться импровизировать, чувствовать себя свободно на сцене. Программа курса построена таким образом, чтобы охватить все аспекты джазового вокала: мы работаем над техникой дыхания и звукоизвлечения, изучаем джазовую гармонию и ритм, разбираем джазовые стандарты и работаем над импровизацией.

Очень большое внимание уделяем практике — в финале программы каждый участник выступает под аккомпанемент джаз-бэнда под моим руководством. Программа подходит и начинающим вокалистам, и тем, кто уже имеет опыт выступлений. Если вы мечтаете петь джаз, но не знаете, с чего начать, — приходите! Если вы уже имеете определенный опыт, но хотите глубже погрузиться в мир джазовой музыки, отточить технику, развить свой собственный стиль — я с радостью поделюсь своими знаниями и опытом.

«СП»: Ольга, вы говорите, что ваша миссия как педагога — помочь студентам найти свой собственный стиль, стать уникальными артистами. Не теряется ли в этом стремлении к индивидуальности та самая «джазовая традиция», о которой так много говорят?

— Я убеждена, что индивидуальность — это один из ключевых элементов джаза. Ведь именно благодаря ей эта музыка живет и развивается, не превращаясь в музейный экспонат. Каждый великий джазовый музыкант — это яркая личность, со своим уникальным стилем, со своим особым видением музыки. И задача педагога — помочь молодым музыкантам найти свой тембр голоса, не копируя кумиров, а создавая что-то новое, свое.

Конечно, важно знать и уважать традицию, но не менее важно не бояться экспериментировать, искать новые пути. Повторюсь, джаз — это неутомимый поиск. Именно так рождаются новые звезды, новые стили, новые направления в джазе.

«СП»: Как вы думаете, какую роль играет образование в развитии джазовой музыки? Есть ли у вас какие-то идеи, предложения по тому, как можно улучшить систему джазового образования в России?

— Образование в джазе — это краеугольный камень. Ведь джаз — это не только талант, но и глубокие знания гармонии, музыкальной теории и истории жанра. К сожалению, в России система джазового образования пока еще недостаточно развита. Нам не хватает специализированных школ, опытных преподавателей и, главное, концертных площадок, где молодые музыканты могли бы набираться опыта. Я считаю, что нужно уделять больше внимания развитию джазовой педагогики, создавать больше возможностей для молодых талантов. И я стараюсь вносить свой вклад в это дело через свою Академию вокала, где мы не только учим петь, но и помогаем ребятам найти себя в музыке, поверить в свои силы на сцене с музыкантами, получить необходимый опыт.

«СП»: Вы входили в состав жюри таких масштабных конкурсов, как «Страна Пой», «Синяя Птица» и MUSIC PARKING. Что для вас самое важное в оценке молодых исполнителей? На что вы обращаете внимание в первую очередь?

— Вы знаете, для меня техническое мастерство — это важно, но далеко не главное. Гораздо важнее увидеть в исполнителе индивидуальность, искренность, желание делиться своей музыкой со зрителями. Я всегда обращаю внимание на то, как музыкант чувствует музыку, как он её интерпретирует, насколько он убедителен в своем выступлении. Для меня важно, чтобы музыка шла от души, чтобы она затрагивала сердца слушателей. Иногда даже небольшие технические неточности не имеют значения, если ты видишь, что человек горит сценой, что он живет музыкой.

«СП»: Вы также не раз входили в состав жюри престижного джазового конкурса Gnesin-Jazz, организованного Российской академией музыки имени Гнесиных. Этот конкурс считается одним из главных событий в мире российского джаза, он дает молодым исполнителям возможность проявить себя, заявить о себе на всю страну. Есть ли разница в вашем подходе к оценке выступающих на профессиональном Gnesin-Jazz и на детских конкурсах?

— Конечно, есть разница. К детям нужен более деликатный подход. Здесь важнее поддержка, вдохновение, чем строгая оценка. Важно помочь ребёнку поверить в себя, в свой талант, показать, что музыка — это прекрасный способ самовыражения. Конечно, я всегда стараюсь дать ребятам конструктивную обратную связь, но делаю это очень аккуратно, чтобы не отбить у них желание заниматься музыкой. А вот со взрослыми музыкантами можно быть более требовательной, ведь они уже выбрали для себя профессиональный путь. Здесь важно помочь им совершенствовать своё мастерство, найти свою уникальность.

«СП»: Помимо работы в России, вы активно участвовали в международных проектах, таких как обучение в летних школах при европейских консерваториях, мастер-классы Dianne Reeves, сотрудничество с Becca Stevens. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих проектах. Что вам дал этот опыт?

— Да, для меня всегда было важно перенимать опыт зарубежных коллег, учиться у лучших. Я проходила обучение в летних школах при консерваториях Вены, Амстердама, Валенсии, Германии, участвовала в мастер-классах Dianne Reeves, это одна из самых известных джазовых исполнительниц. Во время обучения в магистратуре мне посчастливилось поработать с замечательной американской певицей Becca Stevens. Прошлым летом я прошла невероятно впечатляющую программу для вокалистов и музыкантов в колледже Беркли в Бостоне (США).

Участие в международных проектах повлияло на меня не только в профессиональном, но и в личностном плане. Я познакомилась с разными музыкальными культурами, стилями, подходами, и это до сих пор очень сильно влияет на мое собственное творчество.

«СП»: Какие планы на будущее? Какие проекты сейчас в приоритете?

— Сейчас я работаю над новым альбомом, в котором хочу представить свое видение современного джаза. В записи примут участие как российские, так и американские музыканты. Это будет смелый эксперимент — тот самый неутомимый поиск, если вы понимаете, о чем я! (Улыбается)

Кроме того, готовится коллаборация с форумом Леонида Агутина. Также в планах большое турне по городам России и Европы. И, конечно, я продолжаю развивать Академию вокала, придумывать новые программы и проекты для наших студентов и педагогов. Мне очень важно помогать ученикам реализовывать свой творческий потенциал и найти свое место в мире музыки.